Что понимают под этим словом сотрудники и руководители.
Когда мы говорим о команде, то в первую очередь мы рассматриваем малую группу людей. Исследователи, определяя границы команды, называют разное количество участников. Кто-то считает, что 7 – это предельное число людей, чтобы малая группа была командой, кто-то считает, что в эффективной команде может быть до 20 человек.
Однако один из ключевых внешних признаков при определении малой группы как команды – это не количество участников, а их взаимодействие друг с другом.
Когда же мы имеем дело с запросом на построение команды в компании, то очень часто речь идет о том, чтобы командные эффекты присутствовали в большой группе людей. Сто – двести, а иногда тысяча и более человек. Что уже не является командой и таковой в классическом понимании быть не может. К тому же сотрудники больших компаний далеко не всегда взаимодействуют друг с другом, иногда они не знают друг друга в лицо и по именам. Однако запрос «нам нужно командообразование», « мы хотим, чтобы у нас была команда» – присутствует часто.
Тут мы сталкиваемся с тем, что слово команда – такое простое, знакомое слово, может означать совершенно разные вещи для разных людей. С чем приходится разбираться на уровне запроса очень подробно. Что хочет заказчик, компания, когда говорит «команда»?
Пример из жизни, директор крупного гипермаркета переживает, что «нет команды» и с этим что-то надо делать. Его менеджеры тоже говорят, что команды нет, и они бы очень хотели, чтобы она была. Казалось бы, здесь и руководитель и все его подчиненные хотят одного и того же. Однако при более углубленной беседе выясняется, что когда директор говорит «команда», он имеет в виду, что видит своих менеджеров взаимозаменяемыми, самостоятельно предпринимающими шаги, чтобы решить задачу. Ему бы хотелось, чтобы все сотрудники поддерживали друг друга в рабочих задачах и вместе действовали на общую цель магазина. И в дальнейшей перспективе для этого директора «команда» означает, что глобально его менеджеры будут действовать сами, а он будет задавать направление, показывая цель и мотивируя на её достижение.
Когда его менеджеры говорят о том, что команды нет, то они имеют виду, что сейчас им на работе не так весело, как это было раньше. Что они больше не ходят вместе вечерами в боулинг и караоке. Что раньше они радостно бежали на работу, потому что там было общение, а сейчас этого нет.
Если касаемся определения команды, как малой группы людей, работающих на общую цель, то конечно, в данном случае понимание команды директором гораздо ближе к этому определению. А сотрудники хотят так называемую «команду-праздник», то есть совместное времяпрепровождение. С учётом того, что задачи конкретно этой команды – вполне рабочие: функционирование магазина, достижение финансовых показателей, то «взглядом на проблему» сотрудников, казалось бы, можно пренебречь .
Однако, если мы будем разбираться глубже, с тем, чтобы понять, что есть конкретно у этой компании для создании команды, то мы начнем выяснять по пунктам. И будем говорить о том, что же делает группу людей командой.
Мы будем говорить о цели. Она у магазина есть, и каждый менеджер её знает. Более того, каждый на цель работает.
О составе: он определен. Есть четкие функциональные роли и закрепленные зоны ответственности за каждым управленцем. Директора вполне устроит на первых порах, если в команде будут работать менеджеры, а не все сотрудники.
У команды есть лидер – это директор. Его руководство и лидерство признаются. Во всяком случае, никаких неформальных лидеров не зафиксировано.
Чего не хватает, так это выстроенного взаимодействия. И оказывается, что здесь лучше всего видят проблему как раз сотрудники. Именно они говорят о том, что взаимодействия нет, каждый выполняет свои задачи, почти ничего не зная, как работают другие. Решения принимаются только в зоне своей ответственности, для принятия решений, которые затрагивают несколько отделов или бизнес-процессы всего магазина – существует директор. Однако, во-первых, у директора нет той глубины знания, как у сотрудников. Во-вторых, у него не всегда есть время, в-третьих, его функция выше, чем решение тех вопросов, которые возникают. И вот здесь команды, действительно, нет. Однако, выстроить взаимодействие – задача интересная и в данном случае необходимая.
Конечно, сходить вместе в боулинг – не разрешит рабочий конфликт, если он есть. Однако – сегодня мы вместе пели в караоке, и нам было весело, а завтра нам есть, что вспомнить и обсудить. У нас есть уже некое совместное прошлое. А оно позволяет гораздо быстрее решить какие-то рабочие вопросы. Подойти , спросить, предложить идею « а как ты думаешь? Может быть, нам стоит…» И вот уже в рабочие часы обсуждается какой-то важный проект, и уже все вместе думают , как достичь амбициозных общих целей. Уже решение общих вопросов на работе приводит к достижению небольших «побед». Совместных побед, что важно.
Это стихийный вариант построения отношений. Он может привести к замечательным личным и рабочим отношениям, а может и вызвать обратные эффекты.
Поэтому наилучший вариант – это, конечно, осознанное построение команды. Простых рецептов в данном случае нет. Можно пригласить специалистов и консультантов, можно делать всё своими силами.
Но первый шаг для начала, какой бы путь не был избран, это понимание, чего мы хотим, когда говорим «команда».