Формирование отчетливой корпоративной культуры с использованием групповых методов работы можно проводить в различных вариантах.
Создание и верификация миссии и ценностей
Для формулирования и оформления базовых ценностей компании, её миссии и видения – модерируемые сессии для управленческой команды, во время которых происходит проявление и сведение ценностей первых лиц, достигается единое их понимание и смысловое наполнение. Результатом такой работы, как правило, является перечень ключевых ценностей компании, снабженный их описанием и поведенческими индикаторами. Подобная же работа используется для формулирования миссии и компании.
В ситуациях проведения ребрендинга, когда базовые составляющие корпоративной культуры расширяются и наполняются новым смыслом, эффективными могут оказаться программы, направленные на углубление понимания новых составляющих бренд-кода, повышение их осознанного принятия.
Ситуация:
Компания-производитель кондитерских изделий. Была проведена процедура ребрендинга (Томасом Гэдом), произошла ревизия ценностей, миссии, сформулирован бренд-код (в модели 4-D брендинга).
Необходимо:
Донести бренд-код компании до руководителей разного уровня, создание у них общего понимания составляющих бренд-кода, их роли в деятельности компании и различных подразделений. В связи с наличием у компании филиалов в РФ, необходимо было создать общее информационное поле во всех регионах, стимулировать региональное руководство к активному использованию нового инструмента.
Решение:
Исходя из ситуации и запроса были проведены программы в 3-х регионах: Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск. В первых двух регионах программа состояла из 2 дней, связанных общей идеей.
Первый день – сыгровка команды руководителей, знакомство с составляющими бренд-кода, получение опыта рефлексии собственного поведения в отношении ЦЕННОСТЕЙ и СТИЛЯ компании. Для решения этой задачи была проведена сюжетно-динамическая игра. После каждого игрового этапа проводился анализ поведения участников, определялось соответствие поведения описанным в бренд-коде ЦЕННОСТЯМ и СТИЛЮ, результат фиксировался в общей для всех команд таблице и получал оценку в баллах (и бонусах) по определенной схеме. Таким образом, участники могли корректировать свои проявления и постоянно соотносить текущую результативность с желаемой.
Во второй день были проведены аудиторные модули по составляющим ПРОДУКТ, ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ, ВИДЕНИЕ и МИССИЯ. Участники действовали в рабочих группах. Каждая из групп проводила дискуссии, решала кейсы, участвовала в ролевых играх, выполняла задания на визуализацию, анализ, разработку стратегий продвижения, продаж и т.д. по составляющим бренд-кода. По окончанию работы в модуле группа проводила презентацию своих результатов и получала обратную связь, как от организаторов, так и от участников. Финальным этапом стала съемка коротких видеосюжетов, посвященных различным компонентам бренд-кода и использованию их в работе компании.
Следующим вариантом работы с базовыми ценностями на уровне управленческой команды являются программы, в ходе которых проводится проверка ценностей как регуляторов поведения на уровне топ-менеджеров. Эта работа позволяет топ-менеджерам на собственном опыте лучше понять возможности управления с опорой на сформулированных ими ценности.
Трансляция миссии и ценностей
Еще одним кругом задач является трансляция ценностей и миссии на всю глубину организационной структуры. При решении этой задачи одним из эффективных способов оказывается проведение программ, в рамках которых участники формируют ценностное и «брендовое» поведение в различных формах деятельности, приобретают навыки оценки поведения на соответствие ценностям компании, закрепляют свое знание миссии и ценностей организации.
Регуляция сплоченности, формирование чувства «мы» и корпоративной солидарности
В качестве инструмента сплочения персонала, поддержки и развития существующих норм и установок, возможна организация командообразующих мероприятий с участием как рядового состава, так и руководства. В подобных случаях группы формируются по принципу максимального перемешивания, позволяя взаимодействовать представителям различных подразделений, уровней руководства, возрастных и половых групп. Баланс развивающего/игрового наполнения зависит от ситуации проведения мероприятия, дополнительных задач, стоящих перед службой персонала, готовности участников к тренингу или игре. Основное воздействие при этом оказывается на уровне регуляции сплоченности, формировании чувства «мы», корпоративной солидарности.
Яркие события в жизни компании: праздники и отдых
Важным блоком, связанным с формированием и поддержанием корпоративной культуры, являются мероприятия, направленные на создание яркой истории компании, поддерживающие сложившиеся в организации традиции.
К их числу прежде всего можно отнести празднование дня рождения компании, профессиональные и календарные праздники, юбилеи и поздравления. Формы проведения подобных праздничных мероприятий разнообразны – и в зависимости от особенностей компании могут варьироваться в широком сюжетном и ценовом диапазоне. Важным здесь является удержание центральной идеи – все подобные мероприятия должны позитивно влиять на культуру компании, отношения между у частниками и, в конечном счете, работать на повышение эффективности труда сотрудников организации.
В некоторых компаниях обычной практикой является организация праздничных программ и программ отдыха для детей и семей сотрудников.
Программы активного отдыха
«Идеологически» близкими к праздничным, являются программы активного отдыха для сотрудников и топ-менеджеров компании. Они позитивно влияют на психологический климат в компании, позволяют поддерживать имеющиеся и формировать новые традиции, работают на создание образа «героев» организации.
Сопровождение конференций
Еще одной интересной формой работы с элементами корпоративной культуры, лежащей на стыке с обучением и мотивацией, является сопровождение конференций.
Диапазон задач, которые могут решаться через групповую работу широк: это и мотивационные программы для того, чтобы «настроить на работу» и программы, позволяющие «сбросить напряжение» в процессе или по окончанию конференции.
Ситуация:
Крупная FMCG-компания перед вводом на рынок нового продукта, организовала конференцию с участием управленческой команды, региональных менеджеров, ключевых партнеров, представителей производства. Темами конференций стали: окончательное информирование по продукту, стратегии продвиждения, особенности действий в различных регионах.
Необходимо:
Объединение всех участников программы на идее захвата доли рынка через продвижение нового продукта, мотивация на активную деятельность.
Развитие личного позитивного отношения к новому продукту через решение связанных с ним (продуктом) креативных и творческих задач.
Узнавание и осознанная демонстрация в своем поведении ценностей Компании.
Решение:
Исходя из поставленных целей, особенностей организационной культуры компании, особенностей участников, личностных характеристик членов управленческой команды и истории предыдущих проектов, была сформулирована идея мероприятия.
В качестве основы был взят формат «Генштаб» (активная деловая игра). Игровая цель, поставленная перед управленческой командой и командами региональных менеджеров, была описана в максимально близкой к реальности форме. Структура управления (УК + руководители девизионов), конкурентное окружение, структура игрового «рынка» – соответствовали реальности компании-заказчика.
В ходе игры моделировались: этапы постановки цели, трансляции её на разные уровни организационной структуры, действия, связанные с приходом в новые регионы, рекламные акции, PR-акции компании. Кроме того, со стороны управленческой команды и руководителя отдела персонала проводился мониторинг поведенческих проявлений участников на предмет соответствия ценностям компании.
В результате удалось сформировать устойчивое позитивное и неформальное отношение к новому продукту, существенно повысить уровень готовности к активным действиям по вводу продукта и вытесению основных конкурентов.
Использование различных вариантов информационного сопровождение (дайджест, фото) позволяет сохранить для истории яркие моменты, использовать их для внешнего и внутреннего PR-а, создать материалы, полезные для внутреннего обучения персонала.
И, наконец, разработка целостной концепции конференции позволяет связать информационную, обучающую и досуговую части конференции, повысить включенность участников, их интерес к происходящему, использовать разнообразные формы подачи информации.
Ваш комментарий