Мотивация сотрудников компании является сквозной задачей, которая решается целым комплексом мероприятий, как материальных, так и нематериальных. К нематериальным способам мотивации относятся и программы адаптации, и мероприятия, направленные на обучение и развитие персонала и проведение развивающей оценки. Безусловное влияние на уровень мотивации оказывают различные составляющие корпоративной культуры и программы её развития. Скорее, сложно назвать что-то из HR-деятельности, что не влияет на мотивацию персонала.
Можно выделить ряд ситуаций, когда воздействие на мотивацию работников компании является основной задачей, вокруг которой выстраивается логика соответствующих мероприятий.
Воодушевить, простимулировать, «встряхнуть»
Необходимо воодушевить, активизировать персонал, «встряхнуть» перед началом сезона, актуализировать какие-либо планы (например, перед входом в новый регион, на новый рынок). В таких ситуациях требуется воздействие сразу на нескольких уровнях: актуализировать ближайшие планы компании — напомнить людям, что их ждет. Необходимо повысить тонус сотрудников, готовность к действиям, их активность.
Возможным решением такой задачи может быть проведение конференции, посвященной планам компании, в сочетании с активными деловыми играми, моделирующими процессы вхождения на рынок, борьбу с конкурентами. В других случаях необходимый эффект достигается проведением активных командообразующих мероприятий, сюжетно приближенных к планируемым действиям компании.
Выразить благодарность, наградить
Сезон закончен, проект завершен, еще один успешный для компании год заканчивается. Появляется необходимость зафиксировать успехи компании, вклад сотрудников, наградить отличившихся, да и просто переключить состояние и сделать «выдох».
Логичным в такой ситуации является проведение мероприятия, включающего в себя элемент награждения, являющегося возможностью поздравить друг друга с успехом, еще раз ощутить законное чувство гордости, отдохнуть.
Коротким вариантом такого мероприятия может стать праздник, совмещенный с процедурами награждения, возможно, в виде фестиваля, на который могут приглашаться не только сотрудники, но и их семьи.
Распространенным вариантом является выезд сотрудников компании в загородные отели или пансионаты и проведения отчетных и развлекательных мероприятий.
Еще одним способом наградить сотрудников или партнеров, является проведение программ совместного отдыха в формате приключенческого, активного или познавательного туризма.
Ситуация:
Компания-производитель электронной бытовой и вычислительной техники. Ежегодно проводит мероприятия для лучших продавцов из различных сетей. Мероприятия, помимо конференции, включает в себя активную игровую часть. Численность приглашенных — 200 и более человек.
Необходимо:
Необходимо организовать 4-5 часовую активную игру, рассчитанную на 200 человек, включающую в себя разнообразные по характеру задания, вписанную по сюжету в основную канву мероприятия (принята заранее заказчиком), адаптированную к месту проведения (выбрано заранее заказчиком) и позволяющие максимально ознакомиться с местом проведения мероприятия.
Решение:
Изначально местом проведения программы был выбран культурно-этнографический комплекс Мандроги (Ленинградская область). Основную канву мероприятия заказчик определил, как «пионерскую» с пожеланием провести игру «в духе зарницы».
Исходя из этого, был разработан набор задач, включающий в себя активные командные задачи, творческие задачи на создание фотографий на заданную тему, краеведческие задачи (на поиск определенной информации), задачи на ориентирование и поиск различных достопримечательностей, спортивные задачи, позволяющие задействовать ресурсы, расположенные на территории комплекса. Все задачи в описаниях были интегрированы в сюжетную линию, предполагали оценку результативности в баллах (изначально командам была поставлена и «залегендирована» общая цель — определенная сумма в балах). Атрибутика и символика (задач, гидов, участников, территории проведения) соответствовала сюжетной линии и повышала включенность участников в игровой процесс. Кроме того, активно использовался бренд компании, её продукция, что позволяло создать дополнительный PR эффект.
Забота, повышение лояльности
Некоторые компании, в рамках программы повышения лояльности сотрудников и их нематериальной мотивации, организуют программы семейного отдыха, детские лагеря и праздники.
Сплочение коллектива, повышение готовности к совместным действиям
Сплоченность обычно рассматривается как феномен, в основе которого лежат: взаимное эмоциональное тяготение, понимание «выгод» от принадлежности к данной группе, осознание схожести базовых установок и ценностей. В условиях бизнес-реальности особенно важным становится совпадение целей организации и группы, сплочение, прежде всего, по отношению к основной совместной деятельности.
Это, в свою очередь, накладывает определенные требования на программы, ориентированные на развитие сплоченности и чувства «мы» у сотрудников компании. Во главу угла необходимо ставить идею общности индивидуальных целей и целей организации, идеи полезности и важности совместной деятельности, как позволяющей достигать экстраординарных результатов. При проведении подобных мероприятий важно получение прецедента высокоэффективной совместной работы, яркого результата, который в глазах сотрудников напрямую был бы связан с их эффективностью и успешностью всей команды организации.
Примером решения задач на сплочение коллектива, повышения уровня принятия друг друга и готовности к совместным действиям, могут служить активные тренинги по командообразованию, их «облегченные» варианты в виде сюжетно-динамических и активных деловых игр.
Ваш комментарий