Об идеологии командообразования и конкретных методиках тимбилдинга рассказывают Максим Долгов и Сергей Зверев, ведущие тренеры-консультанты компании ООО «Лаборатория команды» и ГК «Коллекция Приключений».

– Можно ли измерить отдачу от вложений в командообразование?

– При организации мероприятий по командообразованию, необходимо очень четко определить задачи, которые оно будет решать. Если задача тимбилдинга — повлиять на результаты бизнеса, то при грамотной его организации и проведении он будет способствовать достижению этой цели. Но будет более результативно, если мероприятия по тимбилдингу являются частью единой программы повышения эффективности организации. В этом случае при постановке задачи мы проводим наблюдение за бизнес-процессами клиента, выделяем «неоптимальности», проводим ряд фокус-групп и проблемных совещаний. В результате мы формулируем варианты конкретных решений по реорганизации, которые будут «зашиты» в программу мероприятий. Для участников программы мы создаем установку на повышение эффективности, фиксируем в сознании конкретные KPI, «заземляю­щие» результаты программы на бизнес-практику. Иногда для повышения будущей отдачи и полезности командообразующих мероприятий мы проводим предварительное обучение. Как бы то ни было, наш опыт позволяет решать задачи с достижением конкретных и измеримых результатов: повышение скорости переналадки на производстве, сокращение времени управленческих совещаний, повышение удовлетворенности клиентов, снижение частоты сбоев в обслуживании и еще много других насущных запросов компаний-заказчиков. Если же задачи мероприятия не связаны с повышением эффективности бизнеса(хотим просто отдохнуть, неформально пообщаться) и не являются неотъемлемой частью реализации стратегии по развитию персонала, то их бизнес-отдача может отсутствовать или носить случайный характер.

– Какой вариант тимбилдинга считается оптимальным для компаний разного размера? Например, для малого бизнеса, среднего и крупных корпораций.

– Варианты, на наш взгляд, зависят не столько от размера компании, сколько от задач, которые мы хотим решить, отведенного времени, а также уровня вовлекаемого в мероприятие персонала. Например, топ-менеджеры предпочитают выезды на два-три дня в интересные места с возможностями экстремальной активности (сплавы, яхтинг, джипинг и др.). Массовые мероприятия для всего персонала компании проводятся чаще всего на оборудованных площадках за городом. Хочу отметить, что самое главное при выборе программы мероприятий по повышению эффективности – это ориентация на результат бизнеса, системность, грамотная подготовка, вовлеченность топ- менеджеров и сопровождение внедрения результатов командообразующего мероприятия.

-Были ли в Вашей практике неудачные или провальные заказы? Если да, то каким причинам они случались?

– Безусловно, иногда случаются ситуации, когда мы не совсем довольны результатом. Анализ таких ситуаций позволяет развивать теорию и методологию подхода, повышать профессионализм и является толчком к развитию. Наиболее часто не самые удачные результаты связаны с отсутствием консолидированного взгляда у лиц, принимающих решение, на задачи программы. Например, HR-директор заказывает полезное с точки зрения бизнеса мероприятие, ориентируясь на глубокую смысловую нагрузку, а топ-менеджеры приезжают отдохнуть и не настроены на день очень насыщенной работы. У людей могут быть очень устойчивые стереотипы и ожидания от подобных мероприятий, они банально не верят, что тимбилдинг может быть серьезной работой. Бывают ситуации, когда топ-менеджеров, под задачи которых делаются мероприятия, неожиданно «сдер­гивают» с места срочные дела. Безусловно, эффект в таком случае существенно снижается. Иногда методом, который «сработал раньше», хотят повторить прошлый результат, а ситуация в компании другая, персонал демотивирован, а, скажем, уровень авторитета менеджеров снижен. Но чаще всего нам удается упредить подобные ситуации и уберечь заказчика от неудач, благодаря предварительной диагностике ситуации и тесному контакту со всеми заинтересованные сторонами. Это важная часть проекта.

– Вы знаете, иногда приходится слушать, что тимбилдинг – это банальная корпоративная пьянка. Откуда такие стереотипы?

– Действительно, иногда приходится слышать и такое. Откуда взялся стереотип? К сожалению, на нашем рынке существуют примеры отчетливой профанации.

Чтобы таких ситуаций было меньше, «Лаборатория Команды» 1-2 раза в год проводит обучение специалистов по активному командообразованию, куда съезжаются представители тимбилдинговых компаний со всей страны. Нам важно, чтобы наши коллеги работали квалифицированно и создавали адекватное представление о методах командообразования. Также мы разработали и регулярно проводим авторский семинар для первых лиц и HR- директоров компаний «Развитие командных эффектов в организации», где представляем системный взгляд на командный менеджмент и возможности его применения. Надеемся, со временем и профессионалы, и HR-сообщество воспримут наши идеи и высокие стандарты качества услуг по командообразованию.

Мы различаем несколько видов командообразования по степени влияния на бизнес-результаты компании:

1. Корпоративные неформальные встречи с работой аниматоров и артистов.

Влияние на бизнес-результат минимальное. Мы на этом не специализируемся, но бывают интересные решения в виде мероприятий для детей и семей сотрудников. Проводятся совместно с нашими коллегами по «Коллекции Приключений», которые занимаются развивающими программами для детей разных возрастов.

2. Сюжетно-динамические игры, квесты, творческие программы.

Продолжительность от 2 до 6 часов. Влияют на развитие корпоративной культуры и опосредованно работают на бизнес-результат. Участники вовлекаются в игру с привлекательной идеей: поиск клада, охота на мамонта, съемки видеороликов и т.д. Основные результаты таких программ – усиление чувства «мы», повышение лояльности друг другу и готовности работать вместе.

3. Активные деловые игры.

Представляют собой программы, в которых с помощью активных и творческих задач моделируются те или иные аспекты бизнес-деятельности (выполнение плана продаж, захват доли рынка, выход на рынок с новым продуктом и т.д.). Участники получают яркий эмоциональный опыт совместного успеха, заземленного на их профессиональную деятельность.

4. Аудиторные и outdoor-тренинги.

Направлены на выстраивание эффективного взаимодействия между участниками. Продолжительность 1-3 дня. Программа тренинга разрабатывается под запрос и может включать разные аспекты групповой работы от развития взаимного доверия до освоения конкретных навыков. Результат будет максимальным, если тренинг проводится для команды топ-менеджеров.

5. Программы по внедрению корпоративных ценностей.

Могут проводиться в игровом или тренинговом формате, но всегда предполагают активную групповую деятельность, позволяющую участникам практиковаться в узнавании и демонстрации поведения, соответствующего ценностям компании. Результат зависит от того, насколько декларированные корпоративные ценности соответствуют реальной философии руководителей компании.

6. Комбинированные проекты, ориентированные на конкретный бизнес-результат.

Цель проекта может быть, например: поднять объем продаж на 20%, открыть региональную сеть, снизить текучесть кадров и т.д. Как правило, такой проект, кроме мероприятий по командообразованию, включает в себя диагностику, обучение, сопровождение и личное консультирование руководителей.