Детский тимбилдинг – что это такое? Почему именно детский? Почему детский выделяется в отдельную область? Чем он отличается от взрослого?

Как всегда, первым встает вопрос: «зачем»?  Команда в классе и другом коллективе не особо нужна – дети учатся сами по себе. Речь скорее пойдет об общей атмосфере дружбы и общения, о сплоченности. Опять же, зачем она нужна? Сплоченность не поможет детям лучше учиться, или сдать экзамены и успешно поступить, что собственно и является основной целью обучения в школе. Но то, какими ребята запомнят свои школьные годы, какой опыт вынесут оттуда, влияет на всю дальнейшую жизнь, и способы общения, которые ребенок усвоил в школе, во многом применяются им и дальше. Кто-то вспоминает свой класс с ужасом, кто-то с восторгом, кто-то вообще не может вспомнить спустя несколько лет, как звали его одноклассников.  Многие классы так и проводят  11 лет в одном коллективе, не общаясь, так и не узнав, что же такое дружный класс.

Ценность сплочения для детских коллективов скорее косвенная. Если родители и педагоги хотят , чтобы школьные годы запомнились детям как прекрасная пора, то есть смысл вложить силы, время и другие ресурсы в формирование дружного класса. Сразу скажем, процесс это не быстрый, он требует многолетней совместной работы родителей и педагогов. Здесь не обойдешься одним мероприятием. Процесс нужно постоянно поддерживать, подогревать интерес. В первую очередь  родители и педагоги должны сотрудничать  друг с другом, тем самым подавая пример сотрудничества детям. Ну как? Вы все еще хотите детский «тимбилдинг»?  Тогда поговорим о том, как его сделать.

Начнем с того, что для детей основной вид деятельности и познания – это игра, игра и еще раз игра. Дети не понимают слова тренинг, им не сильно интересно, зачем они здесь собрались. Они ждут приключения и экшна. Поэтому им нужен захватывающий сюжет, желательно приближенный к тому, что они смотрят или читают, нужны интересные игры и задания, нужен общительный и открытий ведущий. Для детей постарше игра идет другого уровня – им нужен драйв, вызов, интерес.  Сейчас актуальны игры и мероприятия с гаджетами, чтобы продемонстрировать, у кого какие игрушки  есть, и что они умеют.

Обычно, когда родители заказывают мероприятие для детей,  это либо день рождения, либо школьный праздник (выпускной, Новый год и пр). И главная цель в этом случае – сделать детям праздник, яркое событие, поощрить их за успехи или хорошее поведение. Задачи сплочения, как правило, не ставятся.
Но тема сплочения все равно подспудно присутствует. Без нее ведущий группы (аниматор или инструктор, не важно) просто не сможет сделать детям праздник, поскольку сотрудничать и действовать вместе ребята чаще всего не умеют.  Этому их тоже нужно учить. Многое зависит от самого ведущего, который с самого начала подает детям пример сотрудничества. То есть игра первична, а сплочение – дополнительная задача, которую удерживает ведущий программы.

городки

Когда идет речь о детском тимбилдинге в чистом виде, то, как правило, речь идет о достаточно взрослом классе, или другом коллективе, где руководители явно видят ценность командной работы и сплоченного коллектива, а так же готовы признавать наличие проблемных областей в коллективе. С другой стороны все проблемные области являются и сферами развития группы, надо только над этим работать.  В этот момент заказчики обычно обращаются в компанию, которая специализируется на командообразующих программах.

 

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Как правило, для целенаправленного тимбилдинга любой коллектив, тем более детский,  коллектив должен быть хорошо мотивирован. Ребята должны знать, что им предстоит, и что они будут делать, желательно быть готовыми сотрудничать. Хорошо бы заранее сформировать у них позитивный настрой к мероприятию и интерес. Это очень поможет ведущему программы в его работе. Родители и заказчики должны понимать, что в процессе развития коллектив может пройти через дискомфорт, ссоры и прочие неприятные моменты, для того, чтобы проблема стала видна самим участникам и они захотели что-то с ней сделать. Очень важно, чтобы родители и педагоги, которые, скорее всего,  будут в роли зрителей, смогли сохранить нейтралитет и дали событиям развиваться, не пытались вмешаться в работу ведущего и избавить ребят от дискомфорта, который  является неотъемлемой частью процесса. Профессиональный ведущий сможет повернуть события так, чтобы преодоление трудностей принесли команде опыт развитие и, конечно удовольствие. О конкретном формате программы говорить не имеет смысла – их множество. И квесты, и сюжетно-динамические игры, традиционный веревочный курс, однодневные походы, выходы с ночевкой, сплавы и пр. Главное, чтобы организацией занимались профессионалы.

Но, как мы уже говорили, одним мероприятием тут не ограничишься. Нужно постоянно поддерживать дух коллектива, вывозить ребят на каникулы, предлагать различные активности, постоянно обогащать их кругозор и потребность в общении. Одним из важных условий тут является интерес. Его должно вызывать все – место, программа, и люди. Особенно люди. С детьми и подростками обязательно должны работать интересные и щедрые люди, которые готовы с ними делиться опытом, проживать интересные события и делить радости и неприятности. Только с таких людей ребята могут взять пример открытости к людям и взаимовыручки.

Успехов в сплочении вашего детского коллектива!