Что такое командообразование?

Говоря кратко, командообразование – это многообразие подходов и технологий, позволяющий создавать и развивать команды в организациях.

Это процесс, включающий в себя формирование команды, её развитие, обучение состава команды, лидера (-ров), формирование различных полезных в командной работе умений и установок.

«Командообразование» = «teambuilding» («тимбилдинг»)?

Формально говоря, да, это одно и тоже, но на разных языках – на русском и английском :). Однако на практике мы часто сталкиваемся с тем, что термин «командообразование» используют, когда говорят о работе с «содержанием», с навыками, когда речь идет о тренинговом формате. А «тимбилдингом» называют разнообразные программы, направленные на сплочение коллектива, на мотивацию и совместный отдых сотрудников.

Возможная многозначность понятия «командообразования» диктует необходимость прояснения их одинакового понимания в случае диалога между заказчиком и провайдером командообразующего мероприятия. Кстати, во многих случаях, под командообразованием вообще понимается развитие отдельных командных эффектов (см. ниже), преимущественно относящихся к категории TeamSpirit («командный дух»).

А какими бывают «командные эффекты»?

Командные эффекты можно разделить на две большие категории:
«Командный дух» (TeamSpirit);
«Командные навыки» – (TeamSkills).

Под «командным духом» понимают совокупность психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Больше всего это похоже на то, что раньше называлось «психологическим климатом в коллективе». Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:
усиление сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»;
развитие доверия между сотрудниками;
повышение степени принятия друг друга;
создание мотивация на совместную деятельность;
повышение неформального авторитета руководителей;
развитие лояльности персонала к организации.

Развитие командного духа (TeamSpirit) является одним из направлений работы по формированию профессиональных бизнес-команд. Вместе с тем, командные эффекты TeamSpirit можно развивать как в отдельных рабочих группах, так и в масштабах организации, даже если компания не собирается повсеместно внедрять методы командной работы. В этом случае развитие командного духа является существенным вкладом в систему нематериальной мотивации персонала.

Командные же навыки еще разнообразнее и включают в себя:
навык формирования общей цели и принятия ответственности за ее достижение;
навык распределения лидерства под задачу и гибкого изменения стиля лидерства в соответствии с особенностями задачи;
навык конструктивного взаимодействия и самоуправления;
навыки эффективного использования сильных сторон состава команды с учетом особенностей их ролевого поведения;
навыки создания процедур и стандартов взаимодействия;
навык передачи знаний и опыта командной работы своим подчиненным.

Как видно, командные навыки также (TeamSkills) могут развиваться «самостоятельно» и быть полезными в повседневной деятельности компании.

Каким образом вы развиваете командные эффекты?
В чем же заключается ваш подход к командообразованию?

Прежде всего – в системности и сбалансированности. Это означает, что перед началом работы мы, совместно с заказиком, максимально уточняем и конкретезируем – каких именно результатов хочет организация, что именно необходимо изменить, как обстоят дела сейчас и каков образ желаемого результата? Очертив проблему, поставив цели и сформулировав задачи, мы предлагаем заказчику различные варианты решений, всегда стараясь «вписать» их в существующий организационный контекст и психологическую ситуацию. В многом мы руководствуемся известным врачебным принципом «не навреди». Ведь создавая изменения во время тренинговых или игровых программ, всегда надо понимать, к чему они могут привести, как те или иные наши действия отзовутся завтра, какова будет реакция коллег, руководства, клиентов после того, как участники вернутся на рабочее место и начнут действовать по-новому.

Лучшим, с точки зрения системности изменений, особенно при внедрении командного подхода в деятельности организаций, является внедрение «сверху вниз». На основании многолетних наблюдений мы убедились: успешное внедрение командного менеджмента и командных подходов успешно проходит только тогда, когда на «верхнем уровне управления» сформирована крепкая, эффективная управленческая команда.

С дифференцированностью подходов к разным уровням организационной структуры, относится также и различие подходов и методов, которые мы используем в работе с коллективами.

Так, при работе с высшим и средним менеджментом, наиболее эффективным является работа по развитию «командных навыков» (TeamSkills), использование которых облегчает руководству трансляцию на глубину оргструктуры принципов командной работы. В работе же с рядовым персоналом и специалистами акцент, чаще всего, ставится на формирование «командного духа», на усиление корпоративной культуры – т.е. на создание благоприятного климата, на создание благоприятной почвы для изменений, облегчение «влияний сверху».

Следующей особенностью нашего подхода к процессу командообразования является использование широкого набора инструментов – подходов, форматов программ, вариантов их реализаций. Опираясь на накопленный за 18 лет работы опыт и множество собственных разработок, мы, как из конструктора «Лего» строим самые разнообразные программы, рассчитанные на участие в них различных по специальности, возрасту, полу, позиции в комании и другим параметрам участников. В качестве примера можно привести варианты «настроек» наших активных деловых игр. В зависимости от особенностей запроса и заказчика, они могут моделировать выполнение плана продаж, продвижение ассортимента и продвижение по разным каналам сбыта, дистрибуция продукции нескольких торговых марок по разным типам магазинов, моделирование сезонности в бизнес-деятельности, моделирование нескольких видов деятельности и т.п.

Еще одним плюсом широты ассортимента является возможность решать поставленные основные задачи мероприятий при самых различных вводных. Например – задачу командной сыгровки вновь созданной проектной группы можно проводить в виде моделирующих игр прямо в офисе, активных деловых игр или тренинга типа «Веревочный курс» на специально оборудованной площадке (например у нас в «Энергии» или в «Бухте радости»), на выездной квестовой программе или в ходе аудиторного тренинга «Формирование команды проекта».

Какие результаты могут дать заказчику наши программы?

При правильной диагностике ситуаций и корректно поставленной задаче, заказчик вполне может рассчитывать на следующие результаты:
осознание проблем взаимодействия между членами группы и/или между подразделениями, актуализация темы команды, как новой эффективной формы бизнес-взаимодействия;
создание позитивного опыта переживания совместного решения задач, преодоления препятствий, опыт взаимоподдержки и драйв победы, достижение командного результата;
создание опыта личностного взаимораскрытия участников, который позволяет обнаружить и обсудить сильные стороны и вклады каждого в командную работу, выявить общие ценности и повысить степень принятия друг друга;
формирование совокупности навыков, необходимых для эффективного взаимодействия в команде: коммуникативных (активное слушание, обратная связь и т.д.), управленческих (совместное целеполагание и планирование, принятие общих решений, управление временем команды, контроль качества результата и т.д.) и прочих;
разработка конкретных продуктов внутриорганизационного применения для реальной бизнес-команды (стандарты поведения и взаимодействия, процедуры распределения функций управления с учетом ролевой специализации и т.д.).

Большинство наших программ по формированию команды ориентированы на решение одной-двух из вышеперечисленных задач. Причем:
первую задачу реализует большинство командных тренингов и семинаров;
вторую – веревочные тренинги, тренинги-приключения и командные игры;
третью – психологические командные тренинги, которые уделяют большое внимание индивидуальной обратной связи, обсуждению происходящего «здесь и теперь» (в том числе, классический «Веревочный Курс»);
четвертую – навыковые тренинги командного взаимодействия;
пятую – проектные тренинги, направленные на разработку «командных рецептов» для конкретных бизнес-команд.

При создании материала использовались статьи специалистов «Лаборатории команды – TeamLab»:
«О тренингах по командообразованию в вопросах и ответах (диалог с HR-менеджером)», Зверев Сергей
«Мы хотим заказать тимбилдинг!», Зверев Сергей, Нефедов Александр
«Командный менеджмент в России. Методы формирования и развития командных эффектов в организации», Зверев Сергей, Нефедов Александр, Максим Долгов и Евгений Доценко (ГК «Институт Тренинга АРБ-Про)